Другим большим центром армянского ковроткачества является Карабах, расположенный на востоке и юго-востоке от озера Севан.


Ковёр «Гоар» խմբագրել

 

Одной из особенностей армянских ковров из Карабаха является наличие на них тканных надписей. Большинство из сохранившихся до наших дней армянских ковров с надписями — карабахские. Самый ранний из сохранившихся армянских ковров Карабаха — знаменитый безворсовый ковёр «Гоар», датируемый 1700 год.[1] В надписи ткачиха ковра называет себя и указывает год завершения работы:

Я, Гоар, грешная и слабая духом, собственными недавно научившимися руками соткала этот ковер. Тот, кто прочтет эту надпись, пусть замолвит слово Господу обо мне. В 1149 (1700) г.

[2],[3]. Ковер «Гоар» был впервые замечен в 1899 г., когда он был выставлен в Лондоне в Музее Виктории и Альберта, где и был сфотографирован. В 1908 г. фотография была опубликована Ф. Р. Мартином (F.R. Martin). Текст на ковре «Гоар» был переведен в 1908 г. выдающимся лингвистом Норайром де Бизансом (ֆր.՝ Norayr de Byzance. В 1977 г. ковёр «Гоар» был продан на аукционе в Лондоне LeFevre and Partners. В 2004 г. ковёр был вновь продан и находится в частной коллекции.

По мнению Питера Папа, ковёр был предназначен для церкви, прихожанкой которой являлась ткачиха, и вероятно использовался в церемониях в церкви, чем объясняется его исключительно хорошая сохранность[4].[5].

Особенности армянских ковров из Карабаха խմբագրել

Армянские ковры из Карабаха — ковры сотканные армянами. Большинство из сохранившихся армянских ковров из Карабаха содержат надписи на армянском языке. До последних лет при описании армянских ковров типа «Карабах», Карабах указывался как регион в составе Азербайджана. Так, известный коносьер восточных ковров Питер Пап (Peter Pap)[6] при оценке ковра, который он датировал примерно 1880 г., на момент проведения оценки описал как ковер, ведущий происхождение из Карабаха, являющегося частью Азербайджана. В феврале 2009 г. Питер Пап дополнил текст описания ковра, указав, что «Карабах исторически и культурно отличается от Азербайджана. На сегодняшний день Карабах (или Нагорный Карабах) остается спорным регионом, чьи границы лежат внутри территории Азербайджана, а население которого почти исключительно составляют армяне». Далее Питер Пап пишет: «Карабахские ковры ведут свое наименование прежде всего по географическому местонахождению, где они были сотканы». О ковре, который Питер Пап оценил ранее, он пишет следующее: «Этот пример (ковер) может считаться армянским ковром, но среди ткачей могли быть представлены и другие этнические группы, так как эти ковры обычно изготовлялись в небольших мастерских в различных деревнях. В этих деревнях могли быть курды и азербайджанские тюрки, конечно мусульмане, также как и армяне-христиане. В конечном счете, сложно определить этническое происхождение отдельного ковра, так как все подобные текстильные изделия в торговле обозначены как „Карабах“» [7].

 
Изображение Армянского ковра Оцагорг и его узоров на Карабахской валюте

Армянские ковры из Карабаха, то есть ковры, сотканные армянами из Карабаха (при том, что большинство из них содержит надписи на армянском языке), отличаются тем, что ворс у них плотнее и стежки мельче. Шерсть для основы обычно берется коричневая. «Карабахские ковры разнообразием цветочных мотивов, густо насыщающих центральное поле и бордюр, богатством красочной гаммы рождают образ цветущего сада. На глубокого тона тёмно-синем, тёмно-красном или зеленом фоне центрального поля в спокойном ритме повторяются разноцветные крупные и мелкие цветочные розетки, сплетённые между собой тонкими стеблями». Поскольку этот район находится почти на границе с Персией, орнаменты выдают персидские влияния. Композиции не такие стилизованные и менее геометрические, чем у ковров-«казаков», и обычно используются более размашистые цветочные орнаменты. Кроме кавказских мотивов, часто воспроизводится типично персидский, гератский, узор.

Улрих Шурманн подразделил ковры типа «Карабах» на несколько типов:

  1. Ковры из армянского селения Джраберд (Челаберд или иначе Чораберд), которое является малой родиной знаменитых «казаков с орлами», названных так по радиальному рисунку, исходящему из центрального медальона, с выступающими отростками наподобие крыльев и перьев большой птицы. Такие ковры хорошо известны коллекционерам и высоко ценятся.
  2. Ковры из армянского селения Хндзореск ((հայերեն՝ Խնձորեսկ), расположенного в восточной части марза Сюник Армении) — «облачно-полосатые» ковры-«казаки», названные так из-за повторяющихся по всему полю беловатых извилистых мотивов. Средняя часть ковра занята квадратными медальонами, в каждом из которых помещена свастика.
  3. Ковры из города Шуша с разнообразными филигранными орнаментами, полными творческой выдумки. Одноцветные поля этих ковров чаще всего карабахского кошенильно-красного цвета, хотя встречаются и ковры с полем цвета слоновой кости. С расчетом на продажу русским офицерам и чиновникам шушинские армяне ткали ковры, медальоны которых заполнены букетами роз. Это подходило к западноевропейской мебели, привозимой на Кавказ русскими и европейскими поселенцами.
  4. Ковры из села Горадиз, расположенного на самом юге Карабаха с хлопчатобумажной нитью в утке. У них бывает необычный рисунок: стилизованные скорпионы белого и красного цвета на тёмно-синем фоне, окаймленном хорошо проработанным лиственным бордюром бирюзового и серого цвета на кошенильно-красном фоне.
  5. Другие замечательные типы карабахских ковров — это так называемый «лампа-карабахский» или «кара-дех», который несколько напоминает персидские ковры; «хан-Карабах», являющийся в основном молитвенным ковриком; «казим ушаг» с растительными и геометрическими многоцветными узорами, который ткут курды; и ковры «шаник», у которых часто сине-чёрный фон и тонкие стежки[8].
 
Фрагмент карабахского ковра с надписью на армянском языке и датой, 1888 год

Центральное поле ковров типа «Карабах» обычно за­полнено орнаментом, состоящим из многолепестковых цветочных розеток, связанных между собой стеблями. Часто на нём изображены дикие и домашние животные. Фон центрального поля бывает тёмно-крас­ным или тёмно-синим. Бордюр, обрамляющий центральное по­ле ковра, состоит из одной широкой и нескольких сопровождающих узких кайм. Орнамент кайм — цветочный. Гамма ковра состоит из белого, красного, сине­го, розового, голубого, золотисто-жёлтого, кремо­вого цветов и их оттенков. Примерное соотношение ширины бордюра к ширине ковра составляет 1:4, 1:5. Размеры ковров 2-10 квадратных метров. Ко­вры этой группы имеют продолговатую форму, плотность их 110—160 узлов на 1 квадратном дециметре, высота ворса 6-8 миллиметров. Ширина паласной части в каждом конце ковра 2-4 сантиметра. Длина бахромы 6-10 сантимет­ров.

Ковроткачество в Карабахе до начала ХVII-го века не носило коммерческого характера. Ковры ткались для дома и редко продавались. Более того, считалось, что вынос ковра из дома может подвергнуть семью несчастью. Семейный ковёр был чем-то вроде оберега, рисунки же его содержали в себе орнаменты, символизирующие плодородие и продолжение рода. Коврам отводилась главная стена дома, на которую вешалось также оружие. Каждая невеста брала с собой в приданое ковер. Прототипами ковров были старинные ковры, передающиеся в семье из поколения в поколение. Со временем композиция обновлялась и видоизменялась, формировались новые и новые варианты старых рисунков. Карабахские ковры в группе восточных ковров выделяются рядом технических, цветовых и стилистических особенностей, одной из которых является использование естественных красителей, в частности органического красителя «вордан кармир». Типовой ассортимент ковров чрезвычайно богат — медальонные, растительно-цветочные, сюжетные композиции. Ковры с орнаментикой, похожей на драконов, имеют одно общее наименование — «дзыкнавор», то есть ковры с изображением рыб. Традиция изображения рыб восходит к рисункам, выбитым на каменных монументах, символизирующих вишапов (драконов), которые по форме напоминали рыб. Основной культовой целью драконьего ковра (вишапагорга) была, вероятнее всего, защита дома и отпугивание злых сил. Семантический характер орнаментов карабахских ковров — отличительная их черта. Символика подтверждает архаичность, древность карабахского коврового искусства. Весьма распространены ковры с так называемым, щитовым (медальонным) рисунком. Существует мнение, что основной орнамент композиции — щит — являлся фамильным гербом. Многочисленные орнаментальные рисунки с разнообразной орлиной символикой отображали символ власти, устремленности в божественные небеса. Часто использовалась также «солнечная» символика (так называемые «Ламба-Карабах»), сохранившаяся на самых архаичных образцах — на безворсовых коврах (карпетах).

Искусство ковроткачества достигло промышленных масштабов только в XIХ веке, когда в Шуше стали действовать несколько ковроткацких мастерских, продукция которых вывозилась на экспорт. В советские времена традиции ковроткачества в Карабахе продолжали развиваться как в частных хозяйствах, так и на государственном предприятии «Степанакертская ковроткацкая фабрика». В настоящее время ковроткачество переживает свое второе рождение. В Степанакерте и Шуше действуют ковроткацкие фабрики, на которых ковры ткутся вручную с соблюдением традиционных технологий. Ковроткацкие мастерские действуют также в некоторых селах. Специально для туристов ткутся сувенирные коврики маленьких размеров, удобные для транспортировки, с традиционными узорами или символикой Карабаха. Такие коврики можно приобрести в магазинах, торгующих сувенирными изделиями.

  1. Lucy Der Manuelian, Murray L. Eiland, «Weavers, merchants, and kings: the inscribed rugs of Armenia», Kimbell Art Museum, Fort Worth, 1984, p. 72
  2. Volkmar Gantzhorn, "Oriental carpets: their iconology and iconography, from earliest times to the 18th Century, 1969, p. 350
  3. Gordon Campbell, The Grove encyclopedia of decorative arts, том 2, 2006, p. 195
  4. Peter Pap. — The Armenian religious text inscribed in this carpet was translated in 1908 by the eminent linguist Norayr de Byzance as: “I the sinful Gouhar have made this with my own hands, may anyone reading this pray for my obtaining grace. In the year 1129.” The Armenian calendar date is equivalent to 1679–1680 A.D. Later scholars determined that the carpet actually reads 1149. The date appears as a chronogram containing four letters separated by dots representing the millennium, century, decade, and year. The “Gohar Carpet” is unusual in that it records the maker’s name. (Gohar or Kohar remains a popular girl’s name in Armenia). The carpet was made for the woman’s church and was probably used only for ceremonial occasions as it remains in an exceptional state of preservation.«"Gohar Carpet"» (անգլերեն). Antiques and Fine Art. Արխիվացված է օրիգինալից 2012-04-08-ին. Վերցված է 2010-02-23-ին. {{cite web}}: Cite has empty unknown parameter: |datepublished= (օգնություն)
  5. KARABAGH RUG, THE GOHAR CARPET Caucasian, 18th century; Inscription: I, Gohar, full of sin and weak of soul, with my newly learned hands wove this rug. whosoever reads this say a word of mercy to God for me. In the year 1149 (1700 A.D). "This famous rug, called the «Gohar carpet» after the name of the weaver, is an extremely important historical document with a colorful history. The rug was noticed first when it appeared in 1899 in London where it was photographed at the Victoria and Albert Museum, and it was subsequently published by F. R. Martin in 1908. Afterwards, however, it dropped from sight and did not resurface until 1977, when it was sold at auction in London by LeFevre and Partners. During the time when the carpet’s whereabouts were unknown, it continued to elicit comment from historians of the art, particularly since the inscription seemed to provide an early date. The design of the Gohar Carpet with large elaborate palmettes and medallions relates it to the Kasim Ushag tradition, which, in turn, places it in the context of an extensive series of Caucasian rugs with similar designs that probably began to be made in the seventeenth century and extended into the early nineteenth century. The large palmette designs at each end of the vertical axis are characteristic of these rugs, as are the yellow-field bands at their sides. The central medallion, the four smaller palmettes in the fields at the sides, and the border on the Gohar are all consistent with design elements found in rugs of the seventeenth or eighteenth century. The same border appears on a Dragon rug in the collection of the Fine Arts Museums of San Francisco. Certainly there is no question of its success as a work of art. In balance of design, color, texture and composition, the Gohar must be ranked as an extremely successful and appealing carpet. The Armenian provenance — which can hardly be questioned given the inscription — would seem to help relate a much larger group of rugs to the Armenian weaving tradition.

  6. «Appraisers - Peter Pap» (անգլերեն). ANTIQUES ROADSHOW — Peter Pap established his business dealing in antique oriental rugs in 1976 in Boston. He now has galleries in Dublin, New Hampshire, and San Francisco, California. Over the last 25 years Mr. Pap has exhibited extensively at antiques shows throughout the country. He has lectured throughout the country to rug societies, the Textile Museum, and at antiques shows, as well as regional museums. He has been featured in articles in the Wall Street Journal, the Boston Globe, the San Francisco Chronicle, Elle Decor, and House Beautiful. Արխիվացված է օրիգինալից 2012-04-08-ին. Վերցված է 2010-02-23-ին. {{cite web}}: Unknown parameter |datepublished= ignored (օգնություն)
  7. «Karabagh Rug, ca. 1880, Appraised By: Peter Pap - Peter Pap Oriental Rugs of San Francisco, Inc». Karabagh Rug, ca. 1880, Appraised By: Peter Pap. Antique Roadshow — The design is a cloud band design, and that refers to these motifs that you see in the center, which are derived from ancient Chinese art. It's actually a Karabagh, which is a closely related rug woven in the Caucasus. The Caucasus Mountains are in southwestern Russia, and Karabagh is part of Azerbaijan. These were village rugs, and they were made in small workshops or even individual homes, and they were made by women for the marketplace in the late 19th century, so I would call this about an 1870-1880 rug. ... It has all natural dyes. And shortly after this rug was made, they started introducing synthetic dyes, and the colors were much less beautiful, and you start to have problems with fading and bleeding and things like that. So we have a rug that has beautiful spacing of design, and you have beautiful folk art. You see the little animals. And you have very realistic people that are woven into the rug. All this spacing and naiveté and charm that you have in this rug contributes to the collectibility that the rug has. If you look down here, you have a long line of crease wear. ... And that's usually a result of an uneven floorboard or an actual pucker in the weave. And it's worn right down to the foundation, and that's something that can be restored. You also have some small holes-- if we look up in the corner-- and other areas that could be restored. Update 2.2.2009: In this segment appraiser Peter Pap discusses a ca. 1880 Karabagh rug, mentioning that Karabagh is part of Azerbaijan, a country in the South Caucasus. After the appraisal aired, a viewer wrote to point out that Karabagh is historically and culturally distinct from Azerbaijan. As of today Karabagh (or Nagorno-Karabakh) remains a disputed region whose borders lie within Azerbaijan and whose population is almost entirely Armenian. Karabagh rugs derive their name primarily from the geographical location in which they are woven; this example might be considered an Armenian rug, but other ethnic groups could also have been represented among the weavers, as these rugs were typically made in small workshops in various villages. In these villages would be Kurds and Azeri Turks, certainly Muslim and Christian Armenians as well. Ultimately, it is difficult to determine the ethnic origin of a particular rug because all such weavings are given the designation "Karabagh" in the trade. Արխիվացված է օրիգինալից 2012-04-08-ին. Վերցված է 2010-02-23-ին. {{cite web}}: Unknown parameter |datepublished= ignored (օգնություն); line feed character in |description= at position 1377 (օգնություն)
  8. Дэвид Лэнг «Армяне-народ созидатель» (из цикла Загадки древних цивилизаций)Центрполиграф, 2004, Москва, всего страниц 348, глава 10 — Христианская архитектура и искусство. стр. 295—294, ISBN 5-9524-0954-7