Գաղափարախոսություն

Ռուսերեն

Մարքսը և մարքսիստական ավանդույթը

Понятие идеологии получило «второе» рождение благодаря К. Марксу: идеология (по К. Марксу) - это ложное сознание; превратное мировоззрение, получающееся вследствие материальных противоречий в производственной основе общества; - и выражающее специфические интересы определённого класса, выдаваемые за интересы всего общества через ложное сознание. Энгельс отмечает, в этой связи, что государство - «первая идеологическая сила над человеком» (Ф. Энгельс, «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»).

Понятие идеологии имеет у Маркса не научный характер. Следовательно, - сочетание идеологии и научного социализма невозможны, из-за их принципиальной противоположности: идеология есть иллюзорное восприятие действительности, когда научный социализм является научным анализом этой действительности.

По мнению Теодора Ойзермана - отрицательное отношение Маркса к понятию идеологии и полному недопущению существования «коммунистической идеологии» обусловлено изначальным негативным восприятием всех предшествующих идеологий, которые были враждебны по отношению к рабочему классу.

В трактовке Ленина - понятие идеологии приобрело иной смысл: в своих работах, Ленин неоднократно говорил об идеологии пролетариата, обозначив её как научный социализм или марксизм. Таким образом В. Ленин первым поднял вопрос о революционной идеологии, - как об особом языке революционного класса, а не ложного сознания (в прежнем смысле). Революционная идеология не является ложным сознанием постольку, поскольку её содержанием является научный социализм, и таким образом она подобна идеологии лишь внешне: способами донесения и объяснения для тех, кто не способен мыслить научно, или вовсе - не образован.

Затем - понятие революционной идеологии стало одним из центральных в марксистской традиции и разрабатывалось Антонио Грамши, Луи Альтюссером и другими. Лукач предлагает видеть в идеологии проекцию классового сознания; Грамши - использует для обозначения идеологии понятие культурной гегемонии.

По мнению Славоя Жижека:

…идеология. Это не призрачная иллюзия, возводимая нами для укрытия от невыносимой действительности, это по самой своей сути фантазматическая конструкция, служащая опорой для нашей «действительности»: «иллюзия», структурирующая наши конкретные, реальные общественные отношения и, кроме того, маскирующая невыносимую, реальную, непостижимую сущность (то, что Эрнесто Лакло и Шанталь Муфф называют «антагонизмом», то есть травматическое социальное подразделение, не поддающееся символизации).

Функция идеологии состоит не в том, чтобы предложить нам способ ускользнуть от действительности, а в том, чтобы представить саму социальную действительность как укрытие от некой травматической, реальной сущности.



Թարգմանիչ
Վերստուգող




Պատահական